Когда на втором курсе при распределении по специальностям судьба меня забросила на кафедру истории России, я жутко расстроился. Не потому, что кафедра со специализацией плохая, а потому, что хотел я на совсем другую кафедру. Потом я посмотрел на преподов, на группу, и стал искать плюсы. Огромный плюс нашелся в том, что мне разрешили писать о Булгакове, к которому, как к родному, я кинулся в сложной ситуации. Ну а что? В связи с ним можно было зацепить очень широкий круг вопросов, и все было интересно. Первая моя курсовая работа была посвящена влиянию на Булгакова событий Гражданской войны. Я пытался показать, как сие событие прошло через призму восприятие конкретного человека, отойти от большой истории "народных масс" и государства. А по Булгакову можно было очень красиво показать, как перекорежило из-за революции и Гражданской интеллигенцию.
После защиты я понял, что мой уклон с биографический метод (это я потом уже узнал, в какую ересь у меня был уклон) пока не оценят, и решил менять тему. Меня интересовала история интеллигенции, этой самой интеллигенцией занимались и на кафедре, и я стал рыться. Предлагаемую тему о просветительской деятельности интеллигентов в конце ХІХ - в начале ХХ ст. я отмел и вспомнил о сменовеховцах, с которыми через публицистику был связан Булгаков. Сменовеховство - это эмигрантская идеология, которая строилась на основе признания революции продолжением русской традиции (бессмысленный и беспощадный русский бунт, он самый), большевиков - выбранной народом, а потому истинно легитимной властью, и необходимости помощи советской России в возвращении к былому величию. Это цепляло, тем более, что некоторые черты сменовеховства отразились в идеологии национал-большевизма в уже постсоветской России. В этом была перспектива к расширению исследования.
На четвертом курсе я вытащил из сменовеховства почти все, до чего мог дотянуться, а впереди была магистратура. Тогда пришла мысль о евразийстве - еще одной эмигрантской идеологии, с которой познакомился весьма поверхностно, пока копался в своем сменовеховстве. Суть этой доктрины - в признании России особым миром, "Россией-Евразией", который полноценно может развиваться только продвигаясь по особому, собственному пути, не восточному и, не дай Бог, не западному. Большевиков, кстати, евразийцы
Вот так от Булгакова с одной войной я дошел до идеологии, которая "приняла участие" в оправдании другой. Может, я сам себе чего-то напридумываю, конечно, но мне порой становится страшновато, как все в этой жизни бывает взаимосвязано.